Психология

Вы сосредоточены на устойчивости или развитии?

Психолог Кэрол Двек, профессор Стэнфордского университета, в своей книге «Новая психология успеха» описала два основных, фундаментальных способа мышления, которые различают людей: «фиксированный образ мышления» и «ориентированный на развитие».

Есть люди с «консервативным складом ума» это те, кто считает, что их интеллект и личность неизменны, приобретены раз и навсегда. Они предпочитают сосредоточиться на выполнении хорошо известных задач, избегать трудностей и с трудом переносят неудачи. И существует их противоположность, «ориентированные на рост» люди, которые видят в вызовах способ улучшить свои навыки, они готовы к обучению и более открыты для знаний.

По мнению проф. Кэрол Двек: «Если считается, что талант или интеллект являются врожденными, то ничего нельзя изменить, и это создает фиксированное мышление. С другой стороны, если знать, что достижения в школе и в жизни можно изменить благодаря отношению, упорной и настойчивой работе, и, особенно, благодаря спокойному отношению к ошибкам, то это создаст настрой на развитие».

Я такой, какой я есть!

Исследования, проводимые Кэрол Двек в течение нескольких десятилетий, показывают, что 40% людей обладает четким «консервативным мышлением», то есть верой в то, что наши качества зафиксированы раз и навсегда. Эти люди считают, что больше влияет наследственность, чем окружение. Такое отношение заставляет человека снова и снова доказывать свою ценность другим. Как пишет Кэрол Двек в своей книге: «Я встретила так много людей, для которых самая важная цель в жизни — поднять свою самооценку — в школе, на работе, в отношениях».

Такие люди считают, что их успехи и неудачи связаны с качествами личности, которые они не могут изменить. При трудностях в голове возникает навязчивая мысль: «Я недостаточно умен или это слишком сложно для меня».

Тяжелая работа это все, что я могу

Ровно такой же процент людей, 40%, совершенно иначе относятся к действительности, они «ориентированы на развитие». При таком подходе наследственность является лишь отправной точкой для дальнейшего развития. Эти люди не верят, что каждый из нас может стать Эйнштейном, но они убеждены, что весь потенциал каждого человека неизвестен, непознаваем и невозможно предсказать, чего мы достигнем после многих лет учебы и упорной работы.

Пристрастие к преодолению трудностей и настойчивость, особенно когда что-то идет не так, являются определяющими факторами в достижении результата. Зачем тратить время на доказательство своего «качества», если можно продолжать совершенствоваться? Зачем бояться своих ошибок, если с ними можно бороться?

У остальных 20% людей, нет четкого акцента ни на постоянстве, ни на изменчивости. Часто именно ситуация определяет отношение, которое проявится в их поведении и действиях.

Можно усилить настрой на развитие

Ключом к формированию у учеников «установки на рост» является большая сосредоточенность на самом процессе, а не на результатах. Вот почему учителям стоит ценить настойчивость, видеть прогресс и развитие своих учеников, а не только результат. Результаты появятся со временем. По мнению проф. Двек следует вознаграждать не только за талант, но и за прогресс, настойчивость и концентрацию.

Отношение может быть изменено от зафиксированнсти к развитию. Кэрол Двек подчеркивает силу убеждений: «Убеждения оказывают сильное влияние на то, чего мы хотим, и сможем ли мы это получить. Изменение убеждений (даже самых простых) — имеет большое значение».

Исследование мышления

Концепция, созданная Кэрол Двек, неоднократно подтверждалась исследованиями. Один из крупнейших экспериментов о развитии и настойчивости был проведен в США. Опрос, репрезентативный для всей страны, включал 12 500 учащихся девятых классов из 76 государственных средних школ США.

Школьники приняли участие в двух 25-минутных онлайн-сессиях по вопросам развития. Они узнали, что их интеллектуальные способности не определены раз и навсегда, и что «мозг подобен мышце, которая становится сильнее и мудрее, когда проходит трудный процесс обучения».

В результате «слабые» ученики улучшили свои оценки, а те, у кого не было проблем с учебой, в следующем году решили участвовать в более сложной программе по математике, т.е. они взяли на себя более сложную задачу, которая поможет им добиться успеха в долгосрочной перспективе.

(Исследование было проведено  Mindset Scholars Network, многопрофильной группой ученых, миссия которой — углубить научное понимание об обучении, чтобы улучшить успеваемость учащихся и их образовательные возможности.)

Microsoft реализует концепцию Кэрол Двек

Концепцию проф. Кэрол Двек используют не только обучающиеся, но и с сотрудники крупных  корпораций. Сатья Наделла, генеральный директор Microsoft, применяет их на практике.

В интервью Business Insider Сета Наделла заявляет: «Мы не хотим быть компанией, которая знает все, а хотим быть компанией, которая всему учится.Если вы делаете свой бизнес на культуре принятия риска, то вы не должны воспринимать каждую неудачу как провал, а должны видеть в этом возможность учиться. Главное — уметь оценить, насколько быстро сможете превратить неудачу в знания».

Новый президент Microsoft призывает всех сотрудников экспериментировать, для этого компания использует термин «проверка гипотез». Вместо того, чтобы объявлять, что появилась отличная идея по увеличению продаж, сотрудник компании скажет: «У меня есть новая гипотеза, давайте посмотрим, как быстро мы сможем ее проверить». Если проверка не удалась, сотрудник может приступить к проверке другой гипотезы. Точно такой же подход применяется и в серьезной науке.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 5 =